Закон о деревьях на дачных участках

Можно ли пилить деревья на своем участке

Традиционно собственники земельных участков считают, что они вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом, использовать землю по своему усмотрению. Это касается и принятия решения по вырубке деревьев на своем участке.

Владелец надела может быть уверенным в том, что ему не нужно разрешение на вырубку деревьев на своей земле. И такое мнение, о чем знает мало землевладельцев, может быть ошибочным. Закон о вырубке вносит некоторые ограничения на порубку, рекомендуется ознакомиться с ним всем, кто имеет во владении дачный, садово-огородный участок, землю с частным домом.

  • 1 Когда можно рубить деревья на участке
  • 2 Закон
  • 3 Разрешение
    • 3.1 Как получить
  • 4 Меры наказания
  • 5 Когда можно пилить без согласования

Всегда ли можно пилить деревья на своем участке, когда законодательство может запретить подобные действия? Разъяснение по вопросу может стать открытием для многих землевладельцев, но она позволит избежать нарушения закона, административного наказания.

Когда можно рубить деревья на участке

Обычно решение спилить дерево принимается в трех случаях:

  • Когда дерево упало из-за непогоды или своего возраста самостоятельно. Нужно только подпилить его под корень.
  • Рубить деревья можно на землях сельскохозяйственного назначения, для обеспечения их пригодности под возделывание. Оставляются только те насаждения, формирующие защитную полосу.
  • Также можно деревья убрать возле дома по закону, на своем участке, если сведения в кадастровом паспорте не ограничивают в таких действиях.

Порубка деревьев на частных участках земли регулируется законодательством государства, также могут быть приняты локальные нормативные акты и по месту нахождения надела. Местные законы не должны противоречить общегосударственному законодательству.

Закон

В законах есть указания на действия по отношению к ресурсам государства. Если срубить дерево в обход закона, можно получить наказание не только по мерам административной ответственности, но и по Уголовному Кодексу.

Прежде всего, следует обратить внимание на статью 40 Земельного Кодекса (пункт 2, часть 2). Этой статьей разрешается вырубка деревьев на участке, который находится в собственности.

Можно вырубить как посаженные лично деревья, так и те, что выросли самопроизвольно. Разрешение вырубать насаждения на частной земле дает и статья 261 (глава 17) Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Иногда между владельцами соседних участков возникает спор по поводу срубленного дерева. Соседи могут спорить о том, на чьей земле оно росло, кто имел право спилить насаждение. В таком случае, для решения спора, понадобится установить точные границы надела с помощью процедуры межевания.

ВНИМАНИЕ! Ограничения на спил деревьев могут возникать в том случае, когда на участке находится лес.

Если нужно выяснить, почему нельзя спилить дерево возле своего дома, на своей земле, нужно прежде всего уточнить, что за насаждения растут возле дома. Согласно статье 6 Лесного Кодекса леса могут находится на землях нескольких категорий, не только Лесного фонда.

Когда есть подозрения, что ели или дубы возле дома – это часть лесных насаждений, нужно выяснить, будет ли их рубка законной. Мало кто может знать, что не все деревья возле дома, на собственном участке, можно просто так спилить. Иногда для этого следует получить разрешение, в некоторых случаях рубка совершенно невозможна.

Разрешение

В некоторых случаях для того, чтобы спилить ненужные, мешающие деревья на своем участке нужно иметь официальное, письменное разрешение от местной власти или других уполномоченных органов. Таких случаев несколько:

  • Если участок располагается на земле Лесного фонда.
  • Если участок – собственность муниципалитета.
  • И когда земля является федеральной собственностью.

Дерево может расти не на самом участке, но мешать проходу к нему, подъезду. В таком случае производим рубку кустов и деревьев при наличии разрешения. Заинтересованный в спиле насаждения гражданин составляет обращение, объясняет в нем причину своего желания срубить дерево. Потребуется перед этим еще и выяснить, кому принадлежит земля с деревом.

Как гражданину проверить собственника участка? Можно обратиться в местную власть, в отделение кадастровой службы. Можно также купить в собственность землю, на которой есть насаждения леса. Для того, чтобы очистить территорию при строительстве, нужно обратиться в муниципалитет, объяснить ситуацию, попросить разрешения на вырубку.

Как получить

Если спил деревьев будет незаконным, владелец участка понесет наказание независимо от того, знал он об ограничениях в законодательстве или не знал. Когда необходимо спилить деревья на участке дачном, садовом, куда обратиться? Прежде всего, нужно пойти в местную администрацию и решить данный вопрос:

  1. Составляется в произвольной форме обращение (заявление).
  2. При составлении документа нужно указать, кому оно подается, кто является заявителем.
  3. Ниже указывается название документа, например «Заявление».
  4. Потом следует написать адрес участка, его расположение.
  5. Высказывается просьба разрешить спил деревьев на участке.
  6. Важно указать возраст дерева, его размер, породу.
  7. Нужно написать и причину, по которой стала необходима вырубка.

В заявлении важно указать, какие деревья нужно срубить, где они растут. Чаще всего разрешение выдается, его еще называют «порубочным билетом» или «лесорубным ордером». Необходимо со специалистами, которые произвели спил, оформить договор.

Профессиональные компании, занимающиеся предоставлением услуг по вырубке деревьев, обязательно потребуют от заказчика предъявить «порубочный билет». В противном случае они могут стать такими же нарушителями закона, как и их заказчик, владелец участка.

ВНИМАНИЕ! Разрешение на вырубку может быть выдано Департаментом природопользования при местной администрации или Отделом природы. Но в некоторых случаях решение принимают другие отделы, уполномоченные на данные функции.

Например, положительный или отрицательный ответ по вырубке деревьев на определенному земельном участке может быть выдан Департаментом жилищно-коммунального хозяйства.

Как подать заявление? Это можно сделать лично при посещении администрации местного самоуправления, через доверенное лицо. Также есть возможность подачи обращения через службу «Единого окна». Заявление подается в комплекте с несколькими документами, в том числе и с тем, который подтвердит права собственности на участок. Это может быть и выписка из ЕГРН.

Перед тем, как дать разрешение, уполномоченный орган может назначить экспертизу. Специалист прибудет на место, осмотрит объект вырубки, оценит риски. Чаще всего на деревья плодовые, а также молодые (до 30-50 лет) разрешение не потребуется.

Меры наказания

Когда на участке произрастают деревья, относящиеся к насаждениям леса, нужно быть максимально осторожным в вопросе спила.

Следует выяснить, к какой категории земель относится участок, какие виды разрешенного использования имеет. Деревья леса самовольно рубить нельзя, даже если они находятся на частном участке.

Такое ограничение установлено Лесным Кодексом российской Федерации. За сруб леса без разрешения виновный наказывается штрафом. Размеры штрафа в разных регионах отличаются не сильно, поэтому для ознакомления можно взять показатели, например, Московской области.

В этом регионе за незаконную вырубку деревьев нужно будет заплатить от 3500 до 4000 рублей. Это размер денежного наказания для физического лица. Если противоправные действия совершит юридическое лицо, оно заплатит до 300 000 рублей, должностное – до 50 000 такие суммы определены статьей 8.28 КоАП РФ.

Когда можно пилить без согласования

Обычно не требуется получения разрешительного документа, если речь идет о спиле деревьев на собственном участке. Но при этом следует выдержать несколько условий:

  • Дерево под спил не является ценным и редким относительно породы.
  • Земельный участок не прилегает к лесу и деревья на нем не могут относится к лесным насаждениям.
  • Под вырубку должно предназначаться не более 1-2 деревьев.
  • Имеет значение возраст растения (конкретные показатели зависят от региона).
  • Деревья не располагаются в регионе обитания животных или птиц из Красной книги.
  • Соседи и сторонники защиты экологии не протестуют против такой вырубки.

Следует помнить о том, что вырубка на собственном участке является, чаще всего, личным делом владельца земли. Но каждое срубленное без оснований дерево негативно сказывается на экологии.

По возможности нужно и восстанавливать количество зеленых насаждений.

Соседка хочет спилить мое дерево

Вы отвечаете на такие необычные вопросы, возможно, поможете и мне.

Соседка по даче угрожает спилить дерево на моем участке. Она считает, что в случае урагана дерево может упасть на ее дом. Дерево не выглядит аварийным, но теоретически такая ситуация возможна. Вопросы у меня такие.

Будет ли соседка нести ответственность, если спилит дерево на чужом участке? Мы живем тут не постоянно, вполне может так случиться, что мы приедем, а дерева нет.

Буду ли я нести ответственность, если дерево действительно упадет во время урагана на дом соседки?

Можно ли застраховать дерево? Или крышу соседки от падения дерева?

С уважением, Алена

Все деревья, расположенные на вашем участке земли, — это ваша собственность. Любая собственность охраняется законом. Но есть нюансы.

Дерево принадлежит вам по праву

Основной закон для всех собственников — гражданский кодекс. Он говорит: все растения на вашем участке — ваша собственность.

Закон охраняет ваше дерево от посягательств соседки. Если она самовольно спилит дерево на вашем участке, она испортит вашу собственность. За порчу чужой собственности придется ответить по закону. Вот, например, решение суда Иркутской области по похожему делу: сосед самовольно спилил деревья, а потом заплатил за это 70 000 рублей.

Но у собственника есть и обязанности

Раз дерево ваша собственность, то и ответственность за него несете вы. Если дерево упадет от старости, то очевидно, что это результат вашего бездействия: вы не спилили его самостоятельно. Вы собственник земельного участка и обязаны за ним следить, в том числе и за тем, чтобы деревья не падали куда попало. Это называется бременем содержания.

Читайте также  Как повысить плодородие почвы на дачном участке?

Садовые товарищества могут установить дополнительные ограничения на владельцев участков. Например, провести общее собрание собственников и запретить содержать на участках деревья выше определенной высоты или старше определенного возраста. Могут даже запретить сажать определенные виды деревьев — это законно.

Еще закон обязывает вас как собственника земли соблюдать различные требования и регламенты: строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные.

По этим правилам и регламентам есть минимальные расстояния до границы соседнего участка в садовых, дачных товариществах:

  • от стволов высокорослых деревьев — 4 м;
  • среднерослых — 2 м;
  • от кустарника — 1 м.

Что такое высокорослое дерево, закон не регламентирует. На практике рекомендуют считать высокорослыми деревья выше 3 м.

К домам на участке тоже есть требования. Ваш дом должен быть не менее чем в 3 метрах от границ соседей. Дом соседей тоже должен стоять не менее чем в 3 метрах от границы вашего участка. Если у вас участок ИЖС , то нормативы те же самые.

Единственный спорный момент в законодательстве — то, что нормы эти относятся к строительству. Не очень понятно, как их применять, если вы приобрели участок, где уже росли деревья не по правилам. Некоторые суды говорят, что в таком случае эти нормы не действуют, а некоторые — что наоборот.

Как видите, если вы и соседи учли все нормы, то даже падение дерева высотой до 7 метров, не должно повредить постройки: дерево стоит в 4 м от забора, а дом соседей — еще в 3 м с другой стороны забора. Если угроза все же есть, то надо смотреть: это дерево слишком близко к дому соседей или дом соседей слишком близко к дереву. Или все вместе, или ничего из этого, просто дерево высокое. Это повлияет на определение степени вины каждого из вас в случае падения. Но установить это может только экспертиза и суд.

Кстати, если ваши деревья растут не по правилам, соседка может заставить вас через суд их спилить. Можно почитать решение Калтанского районного суда, где владельца деревьев обязали их спилить.

Какая может быть ответственность

Если ваше дерево все же упадет на соседский дом, ответственность будет зависеть от совокупности всех условий падения. Вы можете решить это с соседями полюбовно, но, скорее всего, решать будет суд.

В любом случае именно соседям придется доказать, что это ваша вина. Для этого потребуется экспертиза. Она покажет: это дерево было аварийным или это вы не соблюдали требования к планировке участка или устав садового товарищества. Если вашу вину докажут, придется отвечать перед соседями за весь ущерб.

Немного иная ситуация будет, если дерево упадет в результате урагана. Если дерево было аварийным или требования по планировке не соблюдены — то все понятно. И неважно, что был сильный ветер. Важно, что изначально владелец дерева нарушил правила. Знал, что дерево может упасть в ураган, и не предотвратил это. С точки зрения закона, он не проявил достаточную предусмотрительность.

А вот если в результате урагана упало здоровое дерево, которое растет на правильном расстоянии от границ участка, то это обстоятельства непреодолимой силы. За них вы не отвечаете, это форс-мажор.

Поможет ли страхование

Теоретически вы можете выступить страхователем имущественного вреда, которое может быть причинено соседям вашим деревом. Ведь застраховать можно не только имущество, но и свою ответственность.

Соседей можно указать в качестве выгодоприобретателей по договору страхования. Но согласится ли страховая компания принимать на себя такие риски — вопрос, на который может ответить только сама страховая.

Если ваша соседка согласна на такие условия, обратитесь в страховую. Но как правило, дома и дачи и так страхуются от стихийных бедствий и повреждений самими собственниками. Другое дело, что если дерево упадет по вашей вине, то страховая выплатит соседке деньги на ремонт, а вот перед страховой придется отвечать вам.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Дерево на границе садового участка

С внешней стороны забора, ограничивающего участок СНТ, на обочине грунтовой проезжей дороги, растет большое дерево. Растет оно ровно под ЛЭП, задевая провода своей кроной. Расстояние до забора, ограничивающего участок, меньше 1 метра. Кто должен оплачивать ликвидацию дерева — правление СНТ или собственник участка?

Сперва надо выяснить, кто является собственником того земельного участка, на котором растет дерево.

Поскольку фактические границы, принадлежащего автору вопроса земельного участка, могут не соответствовать кадастровым границам, предварительно может потребоваться уточнить границы спорных участков, выставив с помощью кадастрового инженера границы участков на местности, и выяснить собственника земельного участка, где расположено спорное дерево.

Также необходима информация о том, кому принадлежит расположенная воздушная линия ЛЭП, о которой упоминает автор вопроса: принадлежит на праве собственности юридическому лицу – СНТ, или относится к имуществу общего пользования всех его членов и является их общей собственностью, или находится на балансе энергообслуживающей организации.

Следует знать, что часть земельного участка, принадлежащая собственнику, например, гражданину-садоводу, может относиться к охранной зоне ЛЭП, поэтому в границах такого земельного участка вводится особый режим использования, что создает ограничения для ведения хозяйственной деятельности собственника на этом земельном участке.

Обрезка крон деревьев или вырубка деревьев и кустарников в охранных зонах воздушных линий электропередачи (ЛЭП) осуществляется в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила).

Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими с обязательным соблюдением Правил.

Как указывает автор вопроса, дерево растет ровно под ЛЭП, задевая провода своей кроной, поэтому, скорее всего, оно растет как раз в охранной зоне.

Согласно пп. «в» п. 10 Правил в пределах охранных зон юридическим и физическим лицам запрещаются посадка и вырубка деревьев и кустарников без письменного решения о согласовании сетевых организаций.

Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, в том числе по вырубке дерева, заинтересованные лица должны обратиться с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующей ЛЭП, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (п. 12 Правил).

Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.

Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пп. «б» п. 21 вышеуказанных Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Также согласно пп. «в» п. 23 Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Подводя итог вышеизложенному, для решения конкретного вопроса по спилу дерева следует обратиться в сетевую организацию, которая обслуживает ЛЭП в границах земель, расположенных на территории СНТ.

Обращение в КС привело к оправданию осужденного за вырубку деревьев на своем участке

Сегодня Конституционный Суд прекратил производство по делу, в котором оспаривалась конституционность положения закона Краснодарского края, на основании которого вырубка деревьев на собственном участке гражданина привела к привлечению его к уголовной ответственности.

В 2013 г. вступил в силу Закон Краснодарского края об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае. Часть 3 ст. 1 Закона указывает, что его действие может распространяться на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, и участках, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, на которых расположены зеленые насаждения, включенные местными администрациями поселений, городских округов в отдельный перечень древесных пород, требующих особой охраны.

Такой перечень был установлен постановлением администрации г. Сочи, который в последующем разместили на официальном сайте администрации города, а также в средствах массовой информации. В 2016 г. гражданин, желая установить забор на своем участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, вырубил несколько деревьев, входящих в данный перечень. В результате он был привлечен к уголовной ответственности на основании п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ – незаконная вырубка не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, лиан, совершенная в крупном размере.

В суде первой инстанции гособвинитель указывал, что гражданин причинил муниципальному образованию «город Сочи» материальный ущерб в размере более 125 тыс. рублей. Сторона защиты, в свою очередь, ходатайствовала о направлении запроса в Конституционный Суд о соответствии Конституции ч. 3 ст. 1 Закона, на основании которой гражданин и был привлечен к уголовной ответственности. Однако в удовлетворении ходатайства было отказано и назначено наказание в виде лишения свободы на 1 год и 6 месяцев условно с испытательным сроком на 1 год. Апелляционная инстанция согласилась с решением нижестоящего суда.

Читайте также  Как развести рыбу в пруду на даче?

Гражданин обратился в Конституционный Суд. В своей жалобе он просил проверить конституционность примененной в его отношении ч. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края. Он сослался на п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в котором указывается, что к предмету преступлений ст. 260 УК РФ не относятся деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований, могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.

Кроме того, заявитель указал, что в соответствии с п. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Формулировка оспариваемого закона о том, что его действия распространяются на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, по мнению заявителя, допускает двойное понимание. Результатами этого стали его привлечение к уголовной ответственности и наказание за действия, не являющиеся преступлением по нормам федерального законодательства России.

Одновременно с подачей жалобы в Конституционный Суд было возбуждено кассационное производство по делу заявителя, инициатором которого стал прокурор Краснодарского края.

На сегодняшнем заседании КС представитель администрации Краснодарского края сообщил, что буквально накануне, 14 марта, постановлением суда кассационной инстанции были отменены решения нижестоящих судов в отношении заявителя жалобы.

В обоснование своего решения президиум Краснодарского краевого суда, в частности, указал, что действия заявителя были направлены на благоустройство территории и устранение препятствий для производства строительных работ на принадлежащем ему на праве частной собственности земельном участке. Кассация указала, что ни ч. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края об охране зеленых насаждений, ни иные его положения не содержат уголовно-правового запрета на вырубку зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, а также согласилась с доводами защиты, ссылавшейся на п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. № 21.

В связи с этим Конституционный Суд вынес определение о прекращении производства по делу, так как допущенные в конкретном деле нарушения конституционных прав заявителя в настоящее время устранены.

Комментируя «АГ» ситуацию, представитель заявителя, адвокат АП Краснодарского края Дмитрий Ефросинин сообщил, что доволен получившимся результатом. «Благодаря подготовительной работе Конституционного Суда мы с моим подзащитным добились оправдания, восстановления его честного имени. Мы надеемся, что в дальнейшем будет проведена работа законодательного собрания Краснодарского края о приведении в соответствие с законодательством Закона края», – сообщил адвокат. Он добавил, что признателен прокурору края за оперативное реагирование, так как именно он инициировал кассационное производство.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Липецкой области

Прокурор разъясняет

  • Социальные и трудовые права
  • Права несовершеннолетних
  • Борьба с преступностью, уголовное законодательство
  • Противодействие коррупции
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Гражданское законодательство
  • Права предпринимателей
  • Охрана природы
  • Миграция
  • ЖКХ
  • Безопасность дорожного движения
  • Иные сферы деятельности
  • 28 августа 2020, 17:14

В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.

В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.

За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.

Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).

Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Межрайонная природоохранная прокуратура

Прокуратура
Липецкой области

Прокуратура Липецкой области

28 августа 2020, 17:14

Природоохранная прокуратура: «Разрешение на вырубку деревьев, растущих на территории, прилегающей к приусадебному земельному участку или произрастающих вблизи забора «

В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.

В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.

За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.

Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).

Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Прокурор разъясняет

Ответ: Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:
В соответствии с п. 3.6.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП, посадки деревьев и кустарников на территории города Москвы должны осуществляться только в соответствии с разработанным проектом, согласованном в установленном порядке с АПО округа, Мосгоргеотрестом, Управлением комплексного благоустройства города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Мосгосэкспертизой (на объекты нового строительства и реконструкции) и утвержденным юридическим владельцем территории.
Согласно п. 9.5 указанных Правил, физическим лицам запрещается самовольная посадка деревьев и кустарников на территории города Москвы.
В случае нарушения указанных Правил ч. 1 ст. 4.17 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 рублей.

Читайте также  Мята как вырастить на даче?

Ответ: Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:
В соответствии с ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
На данный момент при оценки вреда причиненного окружающей среде в результате повреждения почвенного покрова на территории города Москвы используется Методика, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
При этом постановлением Правительства Москвы от 17.10.2012
№ 572-ПП «О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» признано утратившим силу Постановление Правительства Москвы от 22.06.2008 № 589-ПП «Об утверждении Методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения, захламления, нарушения (в том числе запечатывания) и иного ухудшения качества городских почв».

Ответ: Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:
Согласно п. 8.7 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», в случае необходимости производства вырубки деревьев и кустарников в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вызываются телефонограммой.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составляет акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований.
Указанный акт составляется с участием представителей балансодержателя территории, организации, производившей работы по ликвидации аварийной и иной чрезвычайной ситуации, с указанием объемов уничтоженных зеленых насаждений для дальнейшего оформления порубочного билета.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды
г. Москвы по письменному обращению организации, производящей аварийные работы, оформляет в течение 72 часов с момента начала работ порубочный билет.

Ответ: Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» разрешение на ведение работ в ночное время выдается префектурой, при этом организация должна обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
В случае нарушений указанных требований Вы можете обратиться в подведомственное Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ГПБУ «Мосэкомониторинг». Если по результатам измерений уровня шумового воздействия установлено превышение его нормативов, то ГПБУ «Мосэкомониторинг» направляет данные результаты в Инспекцию по экологическому контролю Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и соответствующую префектуру для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также отмены разрешения на производство работ в трехсменном режиме.

Ответ: Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Бирюковой А.С.:
В соответствие с п. 7 ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Таким образом, юридическое лицо должно получить указанную разрешительную документацию в случае, если работы по берегоукреплению связаны с изменением дна и берегов водных объектов.
За ведение работ в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование виновные юридические и должностные лица несут административную ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ.

Ответ: Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Коваленко И.А.:
Пунктом 2.9 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 №0743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» под содержанием объектов озеленения понимается комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
Содержание зеленых насаждений включает: 1) уход за деревьями и кустарниками — подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др.; 2)уход за низкотравными газонами (партерными и обыкновенными) — прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя, обработка агрохимикатами, обработка природными гуматами в соответствии с Технологическим регламентом применения природных гуматов для ремедиации загрязненных городских почв и в целях стимулирования развития растений, удаление экскрементов домашних животных; 3) уход за обыкновенными газонами из дикорастущих почвопокровных растений — сбор мусора, осенний сбор листового опада, прочесывание 1 раз в 3-4 года в случае чрезмерного накопления травяной ветоши, значительно тормозящей развитие трав, подкормка, полив и дополнительное скашивание в засушливые годы при пожарной опасности, прополка запрещенных растений и агрессивных интродуцентов, активно вытесняющих местные виды растений (борщевик Сосновского, конопля, карантинные виды растений и др.), землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя в целях создания на многовидовом газоне преимуществ для невысоких и низких дикорастущих растений, удаление экскрементов домашних животных; 4) уход за разнотравными и высокотравными многовидовыми газонами из дикорастущих растений — сбор мусора, осенний сбор части листового опада в местах со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, прочесывание выкошенных участков, подкормка, полив и дополнительное выкашивание в засушливые годы при наступлении повышенной пожарной опасности, прополка запрещенных и агрессивных растений, удаление экскрементов домашних животных по слежавшейся траве и на выкошенных участках до отрастания травы; 5) уход за цветниками — посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы; 6) работы по уходу за цветочными вазами; 7) поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев, прочистка и промывка газонного борта; окраска и мытье ограждений зеленых насаждений; замена и восстановление недостающих секций ограждений, подметание, полив, удаление снега, расстановка и перемещение диванов, скамеек, урн, выемка мусора, мытье и окраска урн, лестниц и контейнеров; 8) уход за детскими площадками, песочницами, промывка полированных и мраморных поверхностей, пьедесталов, барельефов; 9) текущий ремонт.
Нарушение правил содержания зеленых, насаждений влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Ответ: Ответ помощника межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы Божимова А.Ю.:
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе использование земель для садоводства и огородничества.
Согласно п. п. 3.4, 3.13 постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 №01468-ПП «Об утверждении Положения о природно-историческом парке «Царицыно» на территории парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка «Царицыно», в том числе использование земель для садоводства и огородничества. Кроме общих ограничений по использованию территории парка в пределах участков сторонних пользователей не допускается использование занятых зелеными насаждениями участков для садоводства и огородничества.
Невыполнение вышеуказанных требований законодательства, влечет наложение административного штрафа по ст. 4.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных зон) на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — сорока тысяч рублей, на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

Страницы: ← Ctrl предыдущая следующая Ctrl →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: